Текие Дервишей

Фото

Больше фото »

Описание

Есть в городе вековой славы — Евпатории, обитель суфийских монахов мусульман, единственная на Крымском полуострове сохранившаяся до наших дней в первозданном виде. Возведенная в XV веке выходцами турецкого города Конья, принадлежавших к братству Мевлана, основателями и последователями суфизма, обитель дервишей или Текие дервишей (ханака) как исторический памятник включает в себя три постройки: самой текие, мечети Шукурулла-эфенди и медресе.

Орден мевели относился к мистической группе «крутящихся дервишей». Сам орден располагался в Центральной Турции, в городе Конья. Дервиш это персидское слово и в переводе дословно обозначает «нищий», но на востоке так называли людей которые скитались в поисках истины. Но это абсолютно не значит, что они действительно были нищие. Дервиши зачастую обладали материальными средствами, причем довольно значительными. Жили они с подаяний, а подать дервишу это было богоугодное дело и почетный долг каждого мусульманина. Иногда сами верующие упрашивали дервиша принять подаяние и становились пред ним на колени с подаянием так, чтоб рука подающего была ниже руки дервиша. Занимались дервишы продажей магических амулетов, предсказыванием будущего, толкованием снов, врачеванием, переписыванием книг и странствиями.

Странствуя из города в город они приносили известия о событиях произошедших в других краях. Довольно часто турецкие власти за немалое вознаграждение нанимали дервишей для сбора информации о количестве населения, расположения улиц и оборонительных укреплений в том или ином городе. Участвовали дервиши и в общественно политической жизни Крыма, их духовные наставники входили в совет ханского Дивана и назначались на руководящие посты в Крымском каганате. При всем при этом жили дервиши по своим законам и сохраняли независимость от общественной иерархии и мирских суждений.

В «Старом городе» на пересечении улиц Караева и Интернациональной, наискосок от Крепостных ворот возле желтого двухэтажного здания стоят ворота , над которыми расположена ТАМГА — герб Крымского ханства это и есть вход в обитель «крутящихся дервишей». Это простое и монументальное по своей форме сооружение представляет собой шестигранник с 20 метровой купольной крышей и метровыми стенами. По периметру расположено 19 келий по количеству сур в Коране. Дверь каждой кельи имеет выход в главный зал, где и происходили собрания дервишей с песнопением и танцами — ритуалом поклонения Аллаху, после которых они впадали в транс или экстаз. Вот отрывок из книги Алифе Яшлафской, основательницы культурно-исторического памятника Текие-Дервиш: «Итак, с наступлением сумерек в купольном зале текие появляется небольшой оркестрик и занимает отведённое ему место справа от входа, в углу храма. В руках у музыкантов диковинные восточные инструменты - тамбур (барабан), най (род флейты), ситар (струнный инструмент вроде лютни), дэф (бубен), саз (его можно увидеть на памятнике Ашику Омеру), рубаб (внешне напоминает виолончель). Дервиши рассаживаются, образуя круг. Ноги привычно поджаты под себя, головы опущены. На них тюрбаны (головные уборы) вишнёвого цвета, белые юбки и чёрные накидки со шлейфом. В центре круга, посреди зала, на овечьей шкуре восседает шейх (настоятель монастыря). Его одежда отличается от остальных - он во всём зелёном. Начинается молитва. Она завершается одновременным ударом руки об пол.

Вслед за шейхом дервиши встают. Поклон друг другу, поклон настоятелю. Сбросив накидки, дервиши начинают кружиться - сперва медленно, а потом всё быстрее и быстрее. Правая рука поднята вверх, левая опущена к земле. Отличная акустика помещения, волшебная музыка и общий полумрак усиливают мистический настрой танцующих. Во время вращения дервиш забывает обо всём земном. Он настроен только на голос Бога, прислушивается к нему. И, наконец, полностью сливается с ним.

Оркестр замолкает. Дервиши застывают, и некоторое время в зале царит полная тишина. По знаку шейха музыка возобновляется, но теперь в другом ритме. Два послушника вносят длинные чётки с зёрнами величиной в орех. Каждый из дервишей берёт в руки по одному из зёрен. Настоятель затягивает суру из Корана: "Вы увидите Бога-Творца в последние судные дни лицом к лицу так, как видите теперь подобных вам". Дервиши перебирают чётки, многократно восклицая: "Аллах, йа Аллах!". В конце все вместе выкрикивают: "Ха!", а затем едва слышно: "Хи!".
Бог прославлен. Дервиши одновременно ударяют ногой об пол, подпрыгивают и под унылые звуки музыки начинают кружиться, исступленно возглашая: "Я-Ху!". Их застывшие взгляды свидетельствуют о наступлении экстаза. Вдруг один из дервишей замирает... Потом второй... Третий... Наконец, останавливаются все. В наступившей тишине звучит сура из Корана: "Слава Аллаху! Хвала Аллаху!".
Пляска окончена. Дервиши кланяются шейху, скрестив в знак почтения руки на груди. И - вновь пение, прерываемое возгласами: "Салям алейкум!", "Алейкум салям!". Восклицания звучат с различными интервалами и интонациями, соединяя воедино страсть и смирение, отчаяние и ликование.»

Но в конце XVlll века, после присоединения Крыма к Российской империи дервишей перестали пускать на территорию Крыма и постепенно храм опустел. Действующей осталась только мечеть Шукурулла-эфенди, там по пятницам застилался дорогой персидский ковер и проходили богослужения. С приходом советской власти в 1924 году закрыли и монастырскую мечеть, а территорию монастырской обители отдали в пользование морякам черноморского флота. Только в 2000 году здания были возвращены религиозной общине. Достопримечательностью Текие является и могила обнаруженная при раскопках на территории обители, самого древнего в степном Крыму мусульманского святого — Отеш-деде, а также призрака молодого мужчины, одетого в белое. Местные жители считают, что это душа последнего имама мечети, убитого моряками в 1918 году. Магическим и непростым местом считается и лужайка находящаяся справа от Текие. Раньше там было кладбище, где хоронили дервишей, шейхов, имамов, мазинов, хатипов, мюридов, мудересов. Приборы фиксируют здесь мощнейшие энергетические потоки — магические зоны. Сейчас они обложены камнями, считается, что если постоять в середине одного из кругов несколько минут, то это заряжает энергией и исцеляет от многих недугов.

А в здании медресе (школа), благодаря Алифе Яшлафской — историка, обществоведа, кандидата социологических наук, расположился крымскотатарский музей этнографии.

Расположение