Средневековая турецкая баня

Фото

Больше фото »

Описание

Рассмотрев карту Евпатории образца 1908 года, то увидим, что по нынешней Караимской улице, сзади Ремесленной синагоги, расположились русско-турецкие бани. Почему русско-турецкие? Потому, что там можно было по заказу попарится сухим паром как в Турции, либо влажным паром - как в русских банях. Еще в 80 гг в них можно было помыться за весьма скромную плату — 20 копеек. После закрытия на ремонт в 90 гг со стен и пола исчез уникальный белый мрамор. На сегодняшний день, после косметического ремонта в остатках бань проводят экскурсии. Так же посещение турецких бань входит и в экскурсионный маршрут «Малый Иерусалим». Ни серьезной реставрации, ни серьезных исторических и археологических исследований бань не проводилось.

Информация о внутреннем устройстве и посетителях была почерпнута из исторических литературных источников. Сегодня это здания, приспособленные под жилье с двумя сохранившимися и одним разрушенным куполами. По оценкам построена баня была в XV столетии. И с момента постройки проработала около полувека, при этом её не раз перестраивали и реконструировали. Во время фашистской оккупации, здание сильно пострадало и восстанавливать его не стали. Так как неподалеку были расположены ещё одни турецкие бани, правда построенные веком позже и признанные в наше время памятником средневековой архитектуры.

Кто проектировал бани доподлинно не известно, но что к строительству бань были привлечены пленники или рабы, которых здесь было с лихвой, так как в средневековом Гезлёве находился самый большой в Крыму невольничий рынок, известно точно.

На востоке говорят, что бани надо посещать с первыми лучами солнца, чтоб тело легче отдавало хвори и накопленную усталость. В баню вели две двери — для мужчин и женщин. Первым отделением, куда попадали посетители, была раздевалка — "джамкон". Здесь выдавали белые простыни и специальную деревянную обувь (сандалии), чтоб не обжечь ноги — "налык". Раздевшись и завернувшись в простынь следовало спуститься по каменным ступеням через арку в помещение отдыха — "соулук", здесь всё было выложено белым мрамором и температура воздуха достигала 45 градусов. Пол из дырчатых кирпичей пропускал горячий воздух на прямую из котельни. Здесь на деревянных лавках можно было расслабиться и отключиться от повседневной суеты. Как только появлялись капельки пота на теле, следовало переходить в другое помещение, где температура воздуха была ещё выше и доходила до 55 градусов — это была своего рода парилка, в которой хорошо прогревалось тело, но при этом из-за хорошей вентиляции воздуха очень легко дышалось. После парилки посетитель перемещался в зал для мытья — "Согуклук", здесь тоже было все выложено белым мрамором, от пола до массажного стола - "гей бек-таш", расположенного по центру. Командовал в зале для мытья - банщик-массажист. Банщик растирал тело пациента специальной рукавицей и проводил сеанс жесткого массажа с вправлением суставов и снятием блоков ( по сути мануальную терапию). После массажа, посетитель попадал в мыльную комнату, где полы и стены были обложены керамической плиткой с яркими орнаментами синего, красного, зеленого цветов. Клиента окатывали с ног до головы холодной водой и только затем можно было помыться с мылом. Завершал банные процедуры либо душ с прохладной водой, либо бассейн с холодной. После чего, завернувшись в простынь можно было вернуться в комнату отдыха — "соулук". Отдохнув, посетители переходили к обсуждению важных вопросов, пили кофе, которое можно было заказать здесь же в бане. Средневековая баня в те времена была ещё и центром светского общения.

В женском отделении происходило всё так же, но после банных процедур и отдыха они расстилали ковры, расставляли на них сладости, напитки, заваривали зеленый чай и дамы начинали делится своими новостями, обсуждали последние сплетни, новинки, одежду. Так же демонстрировались наряды, привезенные мужьями из далеких стран. В бане женщины отдыхали от неусыпного контроля и опеки своих мужей и отцов. Тут же многие делали себе прически, так как в женской половине в раздевалке была парикмахерская.

Служили бани и для приведения невольников в «товарный вид». За определенную плату, банщики отмывали и приводили в порядок истрепанных после долгих перевозок славян, казаков и других невольников.

Оставшиеся Турецкие бани в Евпатории одни из самых древних на Крымском полуострове.

Расположение