Караимские Кенасы

Фото

Больше фото »

Описание

Великолепный белоснежный, словно кружева, комплекс Караимские кенасы, расположен в так называемом Старом городе Евпатории. Построенный в начале 18 века, измененный с веками, но не утративший своего великолепия является памятником архитектуры государственного значения. Храмовой комплекс очень компактный и занимает всего 0,25 гектаров, что соответствует размерам двора скинии библейского периода (100 на 50 локтей, то есть 60 на 30 метров) и состоит из двух молитвенных домов (собственно кенас) — Большой и Малой, Мураша, то есть здания религиозной школы, хозяйственного подворья и благотворительной столовой, а так же двориков — Виноградный, где находится самая старейшая в Крыму виноградная лоза; Мраморный, здесь в нишах и на пилонах плиты из белого итальянского мрамора с цитатами из Священного писания и именами филантропов.

Самая древняя плита датируется 1790 годом; Ожидания молитвы со скамеечками для ожидания и входами в храм; Ритуальный и Мемориальный, здесь растут кусты граната — священного растения караимов. Плод граната содержит ровно столько зерен, сколько заповедей в Торе. Там же стоит монумент Александру l, расположились этнографический музей, караимская библиотека «Карай-битиклиги»,клубная комната и кафе национальной караимской кухни. Кенассы являются центром духовной жизни караимов Евпатории. Алтарь кенассы ориентирован на юг - в сторону Иерусалима - родины иудаизма. Храм входит в экскурсионный маршрут Евпатории «Малый Иерусалим».

Постройку Кенас, после получения караимами Высочайшего разрешения, возглавила влиятельная и известная в тот момент семья караимов Бабовичей. Самуил Бабович занимался архитектурной частью строительства и не имея архитектурного образования создал шедевральный архитектурный комплекс, продуманный и простой в планировке, с прекрасным и удивительным использованием в декоре мрамора. Его брат Соломон Бабович занимался финансовой частью стройки. В 1805 г. была возведена Большая соборная кенаса, а в 1815 закончили строительство Малой кенасы. Оба здания представляют собой залы с двухуровневыми окнами. В Большой кенасе верхний ряд окон стрельчатый, в Малой- полукруглый. Начало службы старейшины общины ожидали в северном фасаде на азара — обрамленных арочными галереями — верандами. Входы в здание представляют собой стрельчатые и украшенные резьбой по камню арки.

В 1927 году, когда шло полное искоренение религий разных народностей, оба храма были закрыты. В годы оккупации Евпатории гитлеровскими захватчиками, была открыта Малая кенаса и был создан музей караимов, расположенный в Большой кенасе. Полностью закрыли храм в 1959, при этом атеистами был разбит алтарь на глазах у верующих. Караимы всегда богато украшали свои храмы, так в кенасах было много ковров и тканей привезенных из Дамаска, которые затерялись за годы советской власти, когда в зданиях храма располагались различные светские учреждения: антирелигиозный музей, курсы медсестер, спортивные секции, детский сад, бюро технической инвентаризации, краеведческий музей.

Восстановление Соборной кенасы происходило с помощью караимских общин Симферополя; Москвы; Ростова-на-Дону; Санкт-Петербурга; Бахчисарая; Киева; Севастополя; Николаева; Парижа.

В 2005 году в сентябре кенасы были открыты для посещений, а в 2007 году восстановили мраморный обелиск, на верхушке которого восседает двуглавый орел из позолоты.

В Большой соборной кенасе проводят праздничные богослужения, богослужения в будние дни и обычные субботы проводят в Малой кенасе.

Караимов в Крыму насчитывается всего около 1100 человек, самая многочисленная диаспора живет в Евпатории (около 250 человек). Относятся они к потомкам тюркских племен Хазарского Каганата. Своим «родовым гнездом» караимы считают пещерный город Чуфут-Кале под Бахчисараем, который до 18 века был их центром. Там же находится древнейшее караимское кладбище ( в Евпатории кладбище караимов было разграблено). Это очень заботливый, образованный и добрый народ, владеющий строительными, военными, торговыми ремёслами. В 1783 г. после присоединения Крыма к российской империи, религия караимов была признана самостоятельной, так как богослужение у караимов ведется на древнееврейском языке, то есть на языке Библии. Чуть позже Великая Императрица Екатерина ll разрешила караимам владеть землями и освободила их от двойного налога.

Расположение

Караимская улица, 68