Армянская церковь Сурб-Никогайс

Фото

Больше фото »

Описание

Прошли столетия, а храмы, построенные предками наших предков еще удивляют нас своей историей и хранят в себе память о событиях прошлых лет. Стоит в старом квартале Евпатории и Армяно-григорианская церковь — храм. Недавно памятник архитектуры начала XIX столетия отпраздновал 200-летие своего основания. Уже несколько лет там не утихают работы по её возрождению представителями армянской апостольской общины, восстановлению былой красоты.

Евпатория и сейчас многонациональный город, а в средние века, кроме татар и турок в Гезлёве (Евпатории) проживали и армяне, и греки, и караимы, и евреи, и цыгане. У каждой национальной общины был свой квартал, и центром квартала всегда был храм — кенаса, синагога, церковь. Армянский квартал считался предместьем, так как находился за пределами городской стены у ворот дровяного базара. Во время Крымско-Турецкой войны в 1736 под командованием генерал-фельдмаршала Б. Миниха русские войска взяли Гезлёв. Татарское население покинуло пределы города, но перед уходом они спалили лавки и церкви христиан. Пострадала при этом не только армянская церковь, но и весь армянский квартал. От него осталось лишь пепелище. За пять дней пребывания русских войск на территории взятого Гезлёва от татарских домов, мечетей, текие дервишей тоже остались пепелища и разграбленные лавки. Вернувшиеся к своим разграбленным и уничтоженным очагам татары начали расправу над христианами. Именно тогда они превратили армянскую церковь Сурб-Никогайс в одну из мусульманских мечетей.

Пришлось армянской общине возводить новую церковь на другом месте. Из-за нехватки средств был возведен храм из дерева, а в 1817 году заложили каменную с тремя вратами. Именно она и стоит по сей день в Старом городе Евпатории. Из-за нехватки средств строительство храма длилось много лет и закончилось лишь в 1830 году. Строили храм из белых блоков известняка, которые хорошо обтёсывали. Стиль архитектуры напоминал византийский и храм стал полным аналогом феодосийского храма, где крестили венчали и отпевали великого художника мариниста Айвазовского — армянина по происхождению. Три входа — южный, северный и более высокий западный с звонницей, купольная базилика, резное изображение креста - Хачкара на восточной стене, арочные своды — всё согласно канонам армянской храмовой архитектуры.

Просуществовав около полувека в мире началась очередная война. Гезлёв перешел под контроль турецких войск и их союзников французов и англичан. Храм перешел в пользование оккупантов, здесь французский гарнизон остановился на постой. Имена некоторых солдат нацарапанные штыками на стенах до сегодняшнего дня хранят стены храма.

После окончания войны пошли снова годы мирной жизни. В это время вокруг храма высаживается фруктовый сад, а рядом строится церковно-приходская школа для мальчиков. Но после революции 1917 года и пришедшей на смену монархии эпохи атеизма школа для мальчиков и храм были закрыты. С храма сняли купола, колокольню и порталы разрушили, заодно и настоятеля храма выселили из дома.

Только в 1943 году в храме открыли дом-интернат для инвалидов и престарелых людей, где он находился в течении 50 лет. За это время было полностью утрачено убранство храма — исчезли фрески, обвалилась лепнина, разрушена резьба по дереву.

Только в 90 гг вновь началось возрождение армянского духовного центра. В 1991 году заработал храм и принял первых прихожан, в 1992 г заработала воскресная армянская школа.

Расположение

Интернациональная улица, 44